Михаил Александрович Врубель - русский художник, скульптор и мастер декоративно-прикладного искусства. Великолепное мастерство, трагическая сущность, бунтарский дух и уникальный талант раскрываются в его работах, открывая богатый внутренний мир мастера.
По заказу Саввы Морозова Врубель сделал иллюстрации к поэме М. Лермонтова "Демон". Эта серия стала эталоном стиля модерн на рубеже XIX и XX веков.
Эмоциональное напряжение во время работы над картинами привело к психическому расстройству, и художник был госпитализирован в столичную больницу. Творчество его поражает сочетанием мистицизма и страстности, что одновременно привлекало и пугало его современников. А его лечащий врач говорил: "Часто приходится слышать, что творчество Врубеля - больное творчество. Я долго и внимательно изучал Врубеля, и я считаю, что его творчество не только вполне нормально, но так могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить. Творчество было в основе, в самой сущности его психической личности."
"Демоническая" серия полотен Михаила Врубеля включает в себя работы:
Их мы и рассмотрим сегодня:
«Демон сидящий» - картина Михаила Александровича Врубеля, являющаяся одним из центральных произведений художника. Этот шедевр написан в качестве иллюстрации к произведению М. Лермонтова "Демон" и входит в "демонический" цикл художника. На полотне изображена полуобнажённая фигура, которая не входит в пространство холста, настолько оно велико, подчёркнуто сильное тело с массивными мышцами воспринимаются контрастом с расслабленным лицом, в котором сквозит отчуждённость. Позднее мы увидим обратный контраст на картине "Демон поверженный".

"Демон летящий" изображает лишь схематичные очертания героя. Тело демона в движении и развевающаяся черная накидка, горы, заснеженные вершины и серые каменные уступы и скалы - всё на этом полотне написано живо, энергично и довольно схематично. Цветовая гамма полотна создаёт атмосферу тревоги и дурного предчувствия. Композиция выстроена так, что Демон словно летит, зажатый между небом и горами, по узкому пространству, сильно ограниченный в своем движении и размахе крыльев. Серый горный пейзаж и тёмная фигура демона олицетворяют противостояние и непокорность общепринятым канонам и убеждениям. Главным тоном композиции является свобода.

Картина "Демон поверженный" изображает фигуру, лежащую на скалах. Голова ангела изображена темнее, чем туловище. Изломанное слабое тело с нездоровым оттенком кожи воспринимаются болезненно. Контрастом к ослабленному телу служит отражающий гнев и непокорность взгляд Демона, а его лицо имеет воинственное выражение и напряжение несломленного духа. На заднем плане виден символичный закат, освещающий горы розовым светом, в то время как черные тени накрывают углы картины, предвещая наступление ночи. С большой экспрессией картина «Демон поверженный» передает трагедию личности, разрушение ожиданий, трагическую судьбу и одиночество, а Демон выражает собой болезненное расставание с надеждой и гордость. Во время работы над картиной художник был госпитализирован в психиатрическую лечебницу, где провёл полтора года.

«Демон поверженный» был последним произведением из «демонической» серии Михаила Врубеля.
Ни одна работа из этой серии так и не была закончена.
И только на выставке 2021 года они собирались вместе в Третьяковке.
А вот на выставке в Русском музее было только два демона, но зато показывали гипсовое скульптурное изображение головы Демона, которое около ста лет назад пострадало на выставке: было сброшено посетителем с постамента и разбито.
Говорят, будто посетитель был не совсем душевно здоров, поэтому образ демона вызвал у него такую реакцию.
Да уж, надо защищать экспонаты )))