"Даная" Рембрандта прочно ассоциируется с инцидентом 1985 года, когда неизвестный облил шедевр серной кислотой и несколько раз пырнул полотно ножом, после чего картину восстанавливали 12 лет. Возможно, без этого неприятного случая картина не была бы настолько известна. Сегодня поговорим об этом шедевре подробнее и разберёмся, чем так интересна эта картина.
В основе лежит миф о Данае. Отцу девушки было предсказано, что его убьет сын своей дочери. Чтобы этого избежать, он заключил Данаю в тёмную башню, где ей предстояло провести всю жизнь, дабы сын-убийца не родился. С героиней была заключена старуха-надсмотрщица. Зевс, пленившись красотой Данаи, проник в темницу в виде золотого дождя и оплодотворил девушку. Родился Персей, который повзрослел, стал участником гимнастических соревнований, где и убил своего деда. Случайно, разумеется.
Многие художники писали картины на этот сюжет - идеализированная Даная с удивлением встречает дождь из золота, а старуха-надсмотрщица с тревогой наблюдает за появлением незваного Зевса. Картина Рембрандта значительно отличается от произведений других мастеров некоторыми важными моментами.
"Даная" Рембрандта более человечная и естественная. Это не идеализированный образ. Известно, что натурщицей являлась Саския ван Эйленбюрх, жена художника, которую он изображает по своему обыкновению без прикрас. В середине 20го века сотрудники Эрмитажа делали рентген картины. Под слоем краски обнаружили, что действительно изображена Саския в жемчужном ожерелье и прикрытая простынёй. Но лицо известной на Данаи отличается от Саскии, которую мы можем увидеть на других картинах художника. Итак, получается, что в 1634 году Рембрандт пишет Данаю со своей жены. В 1642 Саския умирает, и он встречает Гертье Диркс, которая утешает художника и с которой в 1648 году Рембрандт переписал картину. Так в Данае художник соединил черты двух любимых женщин.
На картине справа портрет Гертье Диркс, слева - фрагмент "Данаи".
Старуха-надсмотрщица имеет явно мужские черты лица, и существует распространенное мнение, что мастер изобразил самого себя как свидетеля любовного чуда. Подтверждает эту версию и головной убор - излюбленный берет Рембрандта, в котором его можно увидеть на известном автопортрете. Изображать себя на своих картинах было одной из фишек художника. Так, он изобразил себя у ног распятого Христа на картине Воздвижение креста.
Весёлого Рембрандта в разгульном угаре можно увидеть на картине "Блудный сын в таверне" 1635 г., где изображены Рембрандт с Саскией.
В отличие от других картин на тему мифа, где запечатлен момент появления Зевса и Даная устремляет взгляд вверх, запрокинув голову. Изначально и у Рембрандта на полотне было именно так. Но, переписав лицо девушки, он изменил и этот момент, убрал дождь и изменил направление взгляда так, что героиня смотрит вдаль, провожая уже уходящего Зевса. Также изменил он и лицо Купидона - с радостного на печальное, ведь в новой композиции Зевс уходит. И они больше не встретятся.
Картина "Даная" была написана не на заказ, а для себя, отсюда такая тёплая уютная, почти интимная атмосфера пространства. Однако, картину пришлось продать в пользу погашения долгов после банкротства художника в 1656 году. То, что художник переписывал картину спасло её, так как именно толстый слой краски сделал возможным восстановить полотно после вандализма.