18 апреля 2023 г.
0
2
12

Как сфинксы возрастом 35 веков стали символом Санкт-Петербурга?

Нравится Нравится
Поделиться
Расцвет египтомании совпал с эпохой романтизма, когда во время наполеоновского похода в Египет множество европейцев своими глазами увидели памятники Древнего Египта. Международный резонанс породил спрос на неоегипетский стиль в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. Этот стиль нашёл своё отражение в архитектуре Испании, Италии, Франции и, что особенно примечательно, в столице Российской империи — Санкт-Петербурге.

В это время русский офицер Андрей Муравьев отправляется в путешествие на Восток. В Александрии он узнает о продаже сфинкса из Фив. Изваяние произвело на него столь сильное впечатление, что он написал в Константинополь российскому послу Александру Рибопьеру с предложением купить сфинксов, приложив к посланию рисунки скульптур. Последний перенаправил письмо вице-канцлеру графу Карлу Нессельроде, чтобы тот испросил разрешения столь дорогой покупки у императора. Николай I в то время был с визитом в Пруссии, поэтому корреспонденция сильно задержалась. Но в итоге император прочёл письмо и отправил запрос в Академию художеств о целесообразности приобретения.

В это время под влиянием Европы египтомания уже активно развивалась и в России. В 1826 году в Санкт-Петербурге был открыт так называемый Египетский мост, а в 1829 году в Царском селе возвели Египетские ворота. В 1826 году в Кунсткамере открылся «Египетский музеум». Президент Академии художеств Алексей Оленин тоже увлекался египтологией и на вопрос императора ответил утвердительно. Его ответ Николаю I был направлен обратно в Пруссию, где наконец согласие было получено.

Весной 1832 года двадцатитрехтонные львы с ликом древнего фараона на судне "Добрая надежда" отправляются в Санкт-Петербург.

Два года скульптуры пробыли во дворе Академии художеств, а к этому времени на Неве напротив здания Академии по проекту Константина Тона была построена гранитная пристань. Первоначально для ее украшения планировали установить бронзовые композиции «Укрощение коня человеком» работы Петра Клодта. Но эта работа не укладывалась в выделенную смету и в апреле 1834 года на гранитных пьедесталах у пристани на Университетской набережной были установлены Египетские изваяния.

На постаментах высекли надпись «Сфинкс из древних Фив в Египте перевезён в град Святого Петра в 1832 году». На статуях видно множество иероглифов, которые в 1912 году перевел египтолог, а впоследствии академик Василий Васильевич Струве. Эти надписи представляют собой полное имя Аменхопета III, воплощенного бога на земле: «Да живет Гор, Могучий телец, воссиявший в правде, установивший законы, успокоивший обе земли. Золотой Гор, телец царей, покоритель девяти луков. Царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка обеих земель Небмаатра, отпрыск Ра. Сын Ра, любимый его Аменхотеп — властитель Фив, образ Ра перед обоими Землями. Гор — добрый владыка вечности, которому даны жизнь, постоянство, счастье, здоровье» - царское самообожествление достигало невиданного размаха во времена императора Аменхотепа.



Изначально фигуры древних чудовищ вызывали у горожан неприятие, однако вскоре пристань со сфинксами стала одним из любимых мест горожан, породила новые городские легенды.
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите
CTRL
+
ENTER

Комментарии 0

Комментарий отправлен, спасибо!
Вам письмо!
Раз в неделю будем присылать анонсы, блоги, акции и обновления музеев и экспозиций в вашем городе и по стране.
Поле заполнено неверно
Необходимо подтвердить подписку.
Письмо отправлено на указанный email.
Выбор города
Город