Виктор Васнецов – певец славянского фольклора и былинности. Мало кто знает, что он начинал свою художественную карьеру как живописец-реалист. Картина «Витязь на распутье» стала одним из первых полотен, написанных в новом для художника жанре исторического эпоса. Не все современники и коллеги поняли творческие поиски Васнецова, но Иван Крамской и Павел Чистяков угадали в Васнецове великого мастера Русского сюжета и поддержали его в нелегкое время.
Известно, что Васнецов начал работать над картиной «Витязь на распутье» еще в первой половине 1870-х годов. Он долго искал сюжетную композицию и написал несколько версий картины, одна из которых хранится в собрании Серпуховского историко-художественного музея. Классическая версия картины «Витязь на распутье» была написана по заказу мецената Саввы Мамонтова и представлена публике в 1882 году.
Образ витязя навеян былиной об Илье Муромце и разбойниках, где Илья находит камень с пророчеством и решает ехать прямо на верную смерть. «Как пряму ехати – живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному», – гласит надпись на камне, перед которым в тяжелых раздумьях остановился витязь Васнецова. В тот момент сложный выбор стоял и перед самим Виктором Васнецовым: он решал, оставаться ли в популярном течении передвижников или идти своим творческим путем…
Витязь Васнецова одет в тяжелые азиатские доспехи, за его спиной щит и колчан со стрелами, а в руке опущенное копье. Конь понурил голову, и вся его фигура как бы застыла в нерешительности. На картине изображены вороны, в русском и скандинавском фольклоре символизирующие мудрость и смерть. На земле лежат черепа и кости, путника и его коня окружает безжизненная топь. На древнем камне высечена только первая часть предания, а продолжение художник умышленно спрятал под слоем мха. Таким образом Васнецов хотел подчеркнуть фатальность и необходимость сложного выбора, с которым столкнулся его Витязь.
Картина «Витязь на распутье» стала одной из самых узнаваемых работ Васнецова, которая ознаменовала исторический жанр, в котором художник творил до конца жизни. Впоследствии Васнецов создал несколько копий работы 1882 года, но они уже не отличались по композиции и цветовым решениям от классической «Мамонтовской» версии. Увидеть картину «Витязь на распутье» можно в собрании Русского музея в Зале 28-2, посвященном искусству второй половины XIX века.
Этот музей один из самых любимых.
И там хранится достаточно много оригинальных работ художника.
Некоторые работы никогда не покидали мастерскую. Даже на выставки никогда не выезжали. А всё потому, что они огромные и вынести их прямо в рамах невозможно.