Героем нашего интервью стал петербургский художник-график, иллюстратор, литограф, офортист, пленэрист и преподаватель – Ярослав Гурьев. Побеседовали о печатных техниках творчества, о симбиозе жанров изобразительного искусства, источниках вдохновения и планах на будущее.

Я.О. Гурьев. Хой. 2025, линогравюра, 25 х 25 см
Когда вы решили стать художником?
Я с детства понимал, что буду художником. Когда я был в подростковом возрасте, родители предлагали выбрать архитектуру, но я даже не задумывался над выбором другой специальности и в момент распределения выбрал художественное направление, хотя, вполне возможно, в архитектуре тоже могло что-то получиться. Для меня художественная карьера – это исполнение детской мечты.

Я.О. Гурьев. Черная лестница. 2020, цветная литография, 50 х 40 см
Какие художники вас вдохновляют?
По жизни меня вдохновляют пейзажисты – Архип Куинджи, Исаак Левитан. Также мне нравится художественное мышление Густава Климта, поэтому иногда я обращаюсь к его декоративным решениям. Технически Климт мало перекликается с моим творчеством, но он является художником, который привил мне любовь к искусству начала XX века, стилям ар-деко и ар-нуво. Если говорить о современных художниках, то для меня всегда были ориентиром мои преподаватели – Яхиханов Рустам Хожаевич, Фёдоров Александр Николаевич, Кабанин Александр Федорович. Моим мастером, который, к сожалению, уже ушел из жизни, был Клим Ли – один из столпов Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, великий книжный иллюстратор и потрясающий педагог. Вдохновляют и другие петербургские художники: Латиф Казбеков и Александр Лыткин. Лыткина я выделяю особенно – он выдающийся график с потрясающими идеями и задумками, его детальные картины можно подолгу рассматривать и находить в них вдохновение.
Литография и печатная графика – важные направления вашего творчества. Чем вас привлекает работа в этих техниках?
Если брать печатную графику, то мне нравится процесс ее создания. Это работа с химией и материалами, включающая элемент случайности. Когда ты гравируешь, рисуешь, травишь, то ты примерно понимаешь, что происходит на каждом этапе, но в момент печати происходит магия: изображение переносится с любой матрицы – камня, медной доски или линолеума на лист. В момент первого оттиска чувствуется волшебство проявления рисунка. В живописи можно сразу оценить результат, а здесь присутствует элемент случайности. Процесс печати более сложный, но у него есть свои преимущества: можно создать большой тираж оттисков, экспериментировать с цветом, получать разные декоративные эффекты. Мне нравятся большие возможности и разнообразие печатных техник. К ним относятся не только офорт, литография и линогравюра, но и различные их подвиды: ксилография, гравюра на картоне и другие. Я планирую овладеть всеми видами печатных техник.

Гурьев Я.О. Нарцисс. 2022, литография, 40 см

Гурьев Я.О. Атлант. 2022, цветная литография, 40 х 40 см

Гурьев Я.О. Прометей. 2023, литография, 42 х 40 см
Вы создавали иллюстрации к роману А. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина». Расскажите о работе над этой серией.
Эта серия родилась из семестрового задания в Академии художеств. Нам дали проиллюстрировать произведение Алексея Толстого и сюжет этого детектива запал мне в душу. Действие романа происходит в середине XX века, эстетика которого мне очень близка. Мне было интересно изучать эту эпоху, а особое место в процессе работы занимал поиск материалов и проработка персонажей. Нужно было найти их образы, костюмы. Надеюсь, что зрителям понравятся результаты этих творческих поисков. Я создал два варианта иллюстраций – маленькие и большие. В момент выпуска из Академии я решил пересобрать эту серию немного иначе: добавил новые сюжеты, увеличил формат иллюстраций и адаптировал их под стандарты книгопечатания. Эти иллюстрации станут полноценным стилевым решением для оформления книги.

Гурьев Я.О. В ночи. Гиперболоид инженера Гарина. 2024, литография, 35 х 25 см

Гурьев Я.О. Гарин и двойник в Париже. Гиперболоид инженера Гарина. 2024, литография, 35 х 25 см

Гурьев Я.О. Гарин и Зоя. Гиперболоид инженера Гарина. 2024, литография, 35 х 25 см

Гурьев Я.О. Дирижабль. Гиперболоид инженера Гарина. 2024, литография, 35 х 25 см

Гурьев Я.О. На Аризоне. Гиперболоид инженера Гарина. 2024, литография, 35 х 25 см

Гурьев Я.О. Побег из Парижа. Гиперболоид инженера Гарина. 2024, литография, 35 х 25 см

Гурьев Я.О. Подслушивает. Гиперболоид инженера Гарина. 2024, литография, 35 х 25 см

Гурьев Я.О. Роллинг. Гиперболоид инженера Гарина. 2024, литография, 35 х 25 см

Гурьев Я.О. Убийство первого двойника. Гиперболоид инженера Гарина. 2024, литография, 35 х 25 см

Гурьев Я.О. Убийство второго двойника. Гиперболоид инженера Гарина. 2024, литография, 35 х 25 см
В каких выставках вы участвовали?
Я участвовал в большом количестве выставок в разных галереях России и опен-коллах Москвы и Петербурга. В Выборге участвовал в выставках, проходящих в центральной городской библиотеке Алвара Аалто. В Петербурге проходили персональные выставки в Галерее «Краски жизни» и в Музее Современного искусства АРТМУЗА. Также я участвовал в международных выставках – в испанской галерее Magber и выставках в рамках биеннале в Сербии и Китае, где были представлены работы в техниках литографии.

Вернисаж выставки Ярослава Гурьева «На камне» в Музее Современного Искусства АРТМУЗА. 19.09.24
Какие основные принципы и методы вы используете в преподавательской деятельности?
Я стараюсь в легкой форме передать своим студентам базовые знания по композиции и рисунку. Сейчас мы со студентами второго курса проходим гипсовую голову и основные принципы построения. Я учу их видеть общее и частное, показываю, как найти баланс между общей композицией и детализацией. При этом, я стараюсь дать студентам свободу самовыражения – у каждого из них есть свое видение и мне нравится, когда они приносят наброски, экспериментируют с формой и техниками. Я и сам постоянно учусь у них – изучаю новые материалы и интересные приемы.
Поделитесь творческими планами на будущее.
Со временем я понял, что стремлюсь к разноплановости и готов к художественным экспериментам. Я хотел бы писать натюрморты, пейзажи, выезжать на пленэры, поближе познакомиться со сферой инсталляции и создавать арт-объекты. Также я всегда открыт к проектам, связанным с книжной иллюстрацией.