Евгений Лансере – признанный мастер миниатюрной бронзовой скульптуры, один из основателей русской кабинетной пластики.
Вторая половина XIX столетия характеризуется в скульптуре временем кризиса.
Причиной тому – переход от академизма к реализму. Он привёл к утрате чувства материала, выразительности пластического языка и дробности формы. Новые темы и сюжеты трактовались в узко-бытовом повествовательном плане, что было несовместимо со спецификой передачи образа в скульптуре.
Евгений Лансере, Крестьянин верхом на лошади, 1881
Путь от воспроизведения отдельного конкретного факта к широкому, всеобъемлющему смыслу еще не был найден. Главным считалась жизненность и правдоподобность: работа с натуры, внимание к подробностям обстановки, костюма и аксессуаров, местности и времени изображаемого события.
Именно в это время «скульптурной неопределённости» появляется талантливый самоучка Евгений Лансере.
Евгений Лансере, Знаменосец (Юнкер Николаевского Кавалерийского училища), 1882
Жанровая и анималистическая скульптура Лансере была особенно популярна в конце XlX века. Основной темой творчества скульптора были сцены из реальной жизни, подсмотренные мастером во время многочисленных путешествий по России, Англии, Франции, Австрии, Бельгии, Центральной Азии, Кавказу и Северной Африке. Поездки обогатили его творчество этническими образами.
Евгений Лансере. «Погоня». 1871 г. Отливка фабрики Ф. Шопена
Евгений (Евгений-Болеслав-Вольдемар) Александрович Лансере родился 24 августа 1848 года в Моршанске, в семье статского советника Людвига Пауля (Александра Павловича) Лансере и Элеоноры Антоновны Яхимовской, воспитанницы баронов Ворнезиус.
С детства Евгений увлекался искусством – много рисовал, лепил из воска и пластилина животных, особенно часто лошадей, которых очень любил и хорошо понимал. Уже первая его скульптурная композиция под названием «Тройка», которую Лансере вылепил в 11 лет, была подарена Великому Князю Александру Александровичу, наследнику престола.
Евгений Лансере, Конный араб со львятами, 1879
А когда скульптору было 13 лет, его отец представил работы сына Ивану Айвазовскому и признанному скульптору и литейщику П. Клодту. Оба мастера творческие способности мальчика оценили. Также они посоветовали не отдавать Евгения в Академию художеств, дабы не погубить уникальность его таланта. Лансере получил степень кандидата юридических наук в Санкт-Петербургском университете, но вместе с тем продолжал заниматься скульптурой.
То, что мастер был самоучкой нисколько не помешало, но и способствовало развитию уникального пластического таланта. К 24 годам он получил звание классного художника 1-й степени, и в 1874 году за выдающиеся достижения в искусстве его признали почетным вольным членом Академии художеств. С 1879 года Лансере стал членом Московского общества любителей художеств. Его работы начали появляться на выставках, включая международные и Всемирные выставки в Вене, Париже, Лондоне, Филадельфии, а также Всероссийскую выставку 1882 года. В 1886 году прошла его первая персональная выставка, на которой было представлено около 100 произведений.
Евгений Лансере, Крестьянская девушка с коровой, 1860-е
«Всего более силы и таланта проявил Лансере в передаче разнообразных сцен из жизни черкесов, грузин, осетин, киргизов, башкирцев, нагайцев… Их жизнь на воле, среди гор и степей, лесов и долин на фоне дикой и изящной природы среди вечных нужд и дел, – вот что всего сильнее вдохновляет Лансере, вот что дает ему брать самые могучие ноты. У него почти всегда спутником степняка является конь, надежный помощник, верный соучастник всех его предприятий. Но какой это конь! Полный характера, понятливости, смысла, чувства, самостоятельности. Что значит жить на свободе, в поле, в горах, среди табунов, пасущихся на воле!», – писал критик В. Стасов, который был поклонником творчества Евгения Лансере.
Евгений Лансере, Соколиная охота. Всадник
Художник, страстно увлеченный романтик, он исследовал центральные губернии, Украину, Кавказ, Башкирию, Киргизию, Ближний Восток и другие места, которые обогащали его художественный арсенал впечатлениями и эмоциями. Создание скульптур из бронзы представляло собой сложный технологический процесс. Отливка его произведений осуществлялась на заводах и в мастерских по литью бронзы, где владельцы приобретали его авторские модели и получали право производить и продавать его работы в течение некоторого времени.
Большое значение для создания высокохудожественной скульптуры имеет её последующая обработка: чеканка, патинирование, тонирование. Лансере всегда уделял этому процессу большое внимание и старался лично присутствовать в литейной мастерской во время отливки и декорирования скульптур.
Евгений Лансере, Ловля дикой лошади, 1876
Часто на постаменте рядом с подписью мастера «Лепил Е.Лансере» присутствует ещё одно имя – «Ф. Шопен». Феликс Шопен – потомственный французский и российский литейщик, владельц литейного завода в Санкт-Петербурге, а также поставщик Двора Его Императорского Величества.
Длительное время мастер сотрудничал с фирмой Феликса Шопена, который включил скульптуры Лансере в свою основную продукцию, считая, что полные жизни композиции молодого скульптора станут популярны не только в России. И он не ошибся, так как именно Лансере внес немалый вклад в рост популярности изделий этой фабрики. После смерти Ф. Шопена его дочь увезла во Францию ряд моделей, которые принадлежали семье Лансере.
Среди других предприятий, с которыми сотрудничал Лансере, можно еще отметить заводы Н. Штанге, В. Грачева, И. Сазикова, А. Морана, а также Каслинский чугунолитейный завод.
Евгений Лансере и Феликс Шопен
Евгений Александрович Лансере прожил короткую, но насыщенную и продуктивную жизнь. В возрасте 38 лет он скончался от чахотки, оставив после себя жену Екатерину Николаевну, урожденную Бенуа, и шестерых детей: Софию, Екатерину, Марию, Николая, Евгения и Зинаиду. Трое из детей Е. Лансере выбрали искусство в качестве своей профессии и стали художниками: Николай Евгеньевич Лансере – архитектор-художник и профессор в Академии художеств; Евгений Евгеньевич Лансере – график, живописец и сценограф; Зинаида Евгеньевна Лансере (Серебрякова) – художник-живописец и график.
Всего скульптор оставил около 400 работ. Сегодня они хранятся в крупных государственных музеях и частных коллекциях знатоков художественной бронзы.
И, конечно, всегда удивляет, как человек, проживший всего 38 лет, успел столько всего сделать, оставить после себя такой след...