26 июля 2023 г.
0
4
1461

7 картин Радищевского музея, которые стоит увидеть

Нравится Нравится
Поделиться

Радищевский музей в Саратове старше Третьяковской галереи и Пушкинского музея. Это первый провинциальный русский музей, который является одним из лучших европейских музеев.

Саратовский Радищевский музей обладает уникальной коллекцией русского и зарубежного искусства, которая насчитывает более 35 тысяч экспонатов. В основе собрания – частная коллекция его основателя Алексея Боголюбова, а также экспонаты, переданные Александром lll из запасников Эрмитажа и произведения из частных коллекций М.Ф. Глазунова, Е.П. Разумовой и О.А. Гордеевой.

1. "Триумф Вакха", Джорджо Вазари.

Картины Джорджо Вазари очень редко можно встретить в русских музеях. Вазари – архитектор и художник, современник Рафаэля, Леонардо да Винчи и Микеланджело. Создатель знаменитых жизнеописаний мастеров Возрождения с биографиями представителей эпох Античности, Средневековья и Возрождения. Примечательно, что привычные нам названия этих Эпох впервые ввёл именно Вазари.

Вазари написал «Триумф Вакха» в конце ХVl века по заказу семейства Медичи, при дворе которых работал. Подготовительные рисунки к картине хранятся в парижском Лувре и Галерее Уффици во Флоренции. 

Полотно написано в стиле маньеризм, возникшем на основе позднего Возрождения. Для него характерны особая вычурность и постановочность сюжетов, неестественные и подчёркнуто артистичные позы героев. Будучи мастером сложных многофигурных композиций, Вазари предпочитал изображать на своих полотнах библейские и античные сюжеты. Традиционно художники изображали пиры вакхов на фоне природы. Вазари отходит от этой трактовки, заполняя практически всё пространство картины фигурами героев. 

Торжество на картине живописца – праздник в честь бога виноделия Вакха. Он молод, но уже утомлён празднествами. Его, обнимающего маленького Сатира, художник поместил в центре картины, таким образом разделив композицию на две части. Слева от него изображены вечные его спутники – молодые девы вакханки. Справа воспитатель Вакха – бог Силен с ослом и старая вакханка.  Вазари показывает на примере вакханок, что если в период молодости алкогольные возлияния уместны, то с возрастом они нелицеприятны.

Картина превосходно сохранилась и с момента создания её практически не реставрировали. Деревянная рама с золотой резьбой, обрамляющая картину, была создана по проекту художника.

Долгое время полотно хранилось в семье флорентийских банкиров Джерини.  В Россию его привезли в 1850 году.  Эрмитаж приобрел картину Вазари у художника Августа Рибле, а в 1885 году её передали в коллекцию Радищевского музея.

2. «Замок Пьерфон», Коро Жан-Батист-Камиль.

Работы знаменитого французского живописца ХlХ века Коро редко встречаются в русских музеях. Радищев дружил с Коро и часто приглашал его в свою парижскую мастерскую. В знак дружбы художники обменялись этюдами. Так в коллекции русского художника и оказался «Замок Пьерфон». Сегодня эту картину можно увидеть в собрании Радищевского музея. 

Русский художник Боголюбов так писал о живописи Коро: «Взглянув на его деревья, вы, пожалуй, не скажете, что это за растения, но вглядитесь в общее пятно его зелени, углубитесь в сравнение её по отношению к воздуху – и вы скажете – да, это мастер!». А сам Коро говорил: «Чтобы войти в мою живопись, надо терпеливо дождаться, чтобы рассеялся туман.»

Полотна Жана-Батиста – классика барбизонской школы живописи. Барбизонцы предпочитали писать сельскую жизнь и пейзажи, работали с натуры на свежем воздухе, что позже у них позаимствуют импрессионисты. Но барбизонцы, в отличие от импрессионистов, предпочитали сдержанные цвета – их палитра спокойна и почти монохромна. Сам же Коро не причислял себя к какому-либо стилю живописи, а разрабатывал индивидуальную манеру письма. Он – художник-поэт, а его картины называют “пейзажами настроения”.

На картине «Замок Пьерфон» – парижский замок, построенный в конце XIV века и разрушенный в XVII веке. Художник писал его в самый разгар реставрационных работ, начатых Наполеоном в 1857 году.

Живописец изобразил раннее утро, время, когда солнце еще не взошло, но посветлевшее небо уже предвещает восход.  Силуэт замка только начал проступать из темноты. Становятся различимы ветвистые деревья, кустарники, проглядывает силуэт здания. На переднем плане – два стражника в средневековых одеждах, их силуэты добавляют пейзажу таинственности.

3. «Корабль у берега», Айвазовский Иван Константинович. 

Айвазовский много лет прожил в Феодосии, где, вероятно, и создал картину "Корабль у берега". У художника был особый приём, благодаря которому он так реалистично писал море. Мастер наблюдал за движением волн и игрой света на поверхности воды долгими часами, делал зарисовки, на основе которых и создавал позже свои полотна в мастерской. Способствовали талантливому исполнению также превосходная зрительная память, большое мастерство и опыт художника. Он говорил: «Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны – немыслимо с натуры. <…> Сюжет картины слагается у меня в памяти, как стихотворение у поэта». 

“Корабль у берега” – классическая работа Айвазовского. Он любил писать волнующееся море. Корабль накренило, но он держится уверенно, его паруса крепко наполнены ветром, из-за туч пробиваются лучи заходящего солнца. Светлые тёплые тона картины создают жизнеутверждающее впечатление, радость победы в противостоянии человека мощным силам стихии.

Поразительно то, что Айвазовский писал картину, пока не высохнет краска, за один день. Самый долгий срок написания полотна составлял всего 10 дней!  При такой скорости работы неудивительно, что Айвазовский оставил столь богатое художественное наследие – более 6000 картин. 

4. " Портрет Нади Репиной", Репин Илья Ефимович.

У каждого музея есть картина, которая является его визитной карточкой. У Радищевского музея это – портрет Нади Репиной или “Девочка в розовом”. Надя была дочерью художника Ильи Репина и крестницей другого не менее известного русского художника – Алексея Боголюбова, которому Репин в 1882 году и подарил портрет шестилетней Наденьки, ставший любимым произведением Алексея Петровича. 

Игорь Грабарь так рассказывал о создании этого портрета: «Девочка как-то заснула в кресле, склонив на бок голову, и он так увлекся неожиданно прекрасным зрелищем, что тут же пристроился ее писать. Потом уж ей пришлось изрядно попозировать, да и в трудной позе, так как вещь писана необыкновенно внимательно и любовно».

«Он обаятельно передает реальный облик дочери и очарование безмятежного детства. Портрет Наденьки Репиной, полный искреннего любования и непосредственности, кажется созданным в один прием, но за виртуозностью кисти и легким артистизмом таится долгая и многотрудная работа над образом».

Девочка на картине только проснулась, её взгляд отрешён, а тело неподвижно. Живописец превосходно передал состояние случайности момента просыпающегося, расслабленного ото сна ребёнка, ещё находящегося во власти детских грёз. Картина написана широкими мазками в импрессионистской манере, а фрагментарность композиции подчёркивает ощущение выхваченного из жизни мимолётного мгновения.

5. "Мадонна с младенцем и ангелами", Пьетро Перуджино.

Часть искусствоведов приписывают картину кисти Пьетро Перуджино, но некоторые исследователи его творчества считают, что автор картины неизвестен. Картина имеет сходство с манерой Перуджино и, видимо, создавалась в его мастерской.

Фигура Мадонны выступает на фоне земного пейзажа. Вместе с ангелами она тихо склонила голову к Младенцу. На лицах, обращённых к нему, светлое созерцание чуда. В руке Он держит маленького щегла – символ будущих крестных страстей. Согласно легенде, красное пятно на груди птицы возникло от попавшей на неё крови распятого на кресте Спасителя.

Справа и слева от Мадонны с младенцем расположены два ангела, справа вдали также можно рассмотреть крохотную фигурку коленопреклонённого Святого Иеронима, отшельника, созерцающего чудесное явление Богоматери с Младенцем. Столь большая разница размеров фигур визуально показывает несоизмеримость важности Божественного явления по сравнению с человеком. Иероним одним из первых перевел Ветхий Завет на латинский язык, за что его почитают как в католической, так и в православной традициях.

Картина "Мадонна с младенцем и ангелами" подарена музею в 1887 году крупным чиновником, коллекционером и меценатом – Александром Викторовичем Звенигородским.

6. «Осенний мотив», Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович. 

Художник в своём творчестве часто ностальгирует по дворянской культуре. Перемены в укладе жизни на стыке 19-20 веков, опустевшие усадьбы и парки оказали большое влияние на творчество мастера, и он создает целую серию картин с придуманными жанровыми сценами на фоне старинных интерьеров и лиричных живописных пейзажей. Так и в картине "Осенний мотив", положившей начало этому циклу, передаётся чувство светлой грусти по эпохе, которая безвозвратно ушла.

Борисов-Мусатов изобразил на картине сцену неловкого разговора юноши и девушки в солнечном осеннем саду. Художник написал молодую особу в белом платье – этот образ нередко встречается на его картинах. Прообразом знаменитой "мусатовской дамы" стала Елена – младшая сестра художника. Искусствоведы отмечают, что персонажи картины из разных эпох: костюм и парик юноши отвечает моде XVlll века, в то время как внешний вид девушки соответствует середине XlX века. Для художника не важна историческая достоверность, а возможно, это намеренная игра образами. Ему важнее передать чувства и переживания героев, которые изображает картина. Этот сюжет как некая тоска по ушедшим эпохам, больше похожая на лиричное сновидение нежели на реальность.

Юноша в белом парике и атласном костюме с белоснежными чулками сидит на скамейке, его поза выдаёт, что он устал и расстроен. Руки, сложенные в замок, выражают внутреннее напряжение. Барышня, чуть отвернувшись от собеседника, смущенно смотрит в сторону. Она выглядит спокойной, но руки беспокойно теребят пышную бледно-розовую розу на её коленях.  По её позе видно, что разговор, прошедший или ещё грядущий, для неё был непростым, но она непреклонна в своём решении.

7. «Тайная вечеря», Ге Николай Николаевич. 

Тайная вечеря – библейский сюжет, одно из важнейших событий новозаветной истории, во время которого впервые произошло таинство Евхаристии и были сказаны слова о том, что скоро один из учеников предаст Иисуса. 

Ге изобразил последнюю трапезу Христа с апостолами не как трапезу за большим столом, образ которой знаком зрителям по канонической интерпретации других художников, а как жизненную драму. А само предательство Иудой своего Учителя – как идеологический раскол. Такая необычная трактовка библейского сюжета вызвала бурную полемику в обществе и среди критиков.

Картина «Тайная вечеря» была куплена у художника в 1864 году старшим братом будущего императора Александра III – Николаем Александровичем, и долгое время была частью коллекции живописи Аничкова дворца.

На сайте музея представлен полный электронный каталог произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства собрания Радищевского музея.

Теги
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите
CTRL
+
ENTER

Комментарии 0

Комментарий отправлен, спасибо!
Вам письмо!
Раз в неделю будем присылать анонсы, блоги, акции и обновления музеев и экспозиций в вашем городе и по стране.
Поле заполнено неверно
Необходимо подтвердить подписку.
Письмо отправлено на указанный email.
Выбор города
Город