18 января 2024 г.
2
1
29

5 экспонатов, которые обязательно надо увидеть в Музее имени Андрея Рублева

Нравится Нравится
Поделиться

Коллекции созданный в 1947 году Музей имени Андрей Рублева не имел. К 21 сентября 1960 года, когда музей открыл свои двери для посетителей, собрание насчитывало всего 317 произведений. Коллекция складывалась по крупицам благодаря сотрудникам, которые в советские годы спасали иконы из разрушавшихся храмов. Сейчас коллекция единственного государственного музея русского церковного искусства насчитывает около 20 тысяч единиц хранения.

Особую гордость музейного собрания составляют:

1. Домонгольская икона «Господь Вседержитель» первой половины XIII века

ГОСПОДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ Первая половина XIII века.

ГОСПОДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ Первая половина XIII века.

Образ благословляющего Христа — это самая древняя икона, хранящаяся в музее. Она относится к редчайшим дошедшим до нас произведениям эпохи домонгольской Руси. До 1975 года она принадлежала художнику и графику Василию Ситникову, который обнаружил ее у одного из нелегальных торговцев-перекупщиков в плачевном состоянии: икону полностью покрывали многочисленные поздние записи. Навсегда покидая Россию, Ситников завещал передать образ Спасителя в Музей имени Андрея Рублева, где икону раскрыли в реставрационной мастерской и обнаружили настоящий шедевр.

2. Икона эпохи Андрея Рублева «Святой Иоанн Предтеча»

СВЯТОЙ ИОАНН ПРЕДТЕЧА (ИЗ ДЕИСУСНОГО РЯДА ИКОНОСТАСА) 1420-е годы. Москва. Мастер круга Андрея Рублева

СВЯТОЙ ИОАНН ПРЕДТЕЧА (ИЗ ДЕИСУСНОГО РЯДА ИКОНОСТАСА) 1420-е годы. Москва. Мастер круга Андрея Рублева

Эта икона была в числе главных экспонатов Музея имени Андрея Рублева в день его торжественного открытия для посетителей — 21 сентября 1960 года.
Автора этой иконы ученым установить не удалось, однако они предполагают, что им был один из учеников или последователей самого Андрея Рублева.

3. Близкий список с «Троицы» Андрея Рублева мастера Паисия из Иосифо-Волоколамского монастыря

СВЯТАЯ ТРОИЦА. Мастер Паисий. 1484-1485 г.

СВЯТАЯ ТРОИЦА. Мастер Паисий. 1484-1485 г.

Автор, вероятнее всего, вдохновлялся «Троицей» Андрея Рублева, которая была высоким образцом для всех русских иконописцев. Предполагают, что эта икона создавалась при личном участии настоятеля Волоколамского монастыря, святого Иосифа Волоцкого, по заказу которого украшался главный храм обители, Успенский собор. В житии преподобного Иосифа указаны даты освящения храма и имена работавших над ним художников — в том числе и мастера Паисия, автора иконы. Такие упоминания авторства — большая редкость для средневекового искусства.

4. Икона «Преподобный Сергий Радонежский» мастера Феодосия, сына знаменитого иконника Дионисия

ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ, С ЖИТИЕМ. Около 1510 года. Москва. Mастерская Феодосия.

ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ, С ЖИТИЕМ. Около 1510 года. Москва. Mастерская Феодосия.

Мастер Феодосий — один из сыновей знаменитого иконописца Дионисия, с которым он расписывал собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Икону преподобного Сергия Радонежского он, вероятно, создал, когда руководил иконописной мастерской, после смерти отца. Она была написана для Успенского собора в Дмитрове, где находилась в местном ряду иконостаса у северной стены. Это уникальный памятник иконографии, подробно иллюстрирующий житие самого известного русского святого в небольших клеймах вокруг ростового образа.

5. «Богоматерь Владимирская Волоколамская», созданная по заказу Малюты Скуратова

БОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ ВОЛОКОЛАМСКАЯ Около 1572 года.

БОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ ВОЛОКОЛАМСКАЯ Около 1572 года.

Этот образ был написан в царской иконописной мастерской в 1570-е годы, а в Иосифо-Волоколамский монастырь его вложил Григорий Бельский, более известный как Малюта Скуратов. Он был одним из опричников Ивана Грозного, решительным и жестким человеком, которого историки считают убийцей митрополита Филиппа.

По размеру и иконографии икона повторяет древний византийский прообраз — икону Богоматери Владимирской из Успенского собора Московского Кремля. В отличие от древнего оригинала на главе Марии изображен расшитый жемчугом и камнями убрус поверх мафория, над нимбом — корона. Эти детали отражают драгоценный убор древней иконы, который был у нее в XVI столетии.

Когда Волоколамскую икону обнаружили сотрудники Музея имени Андрея Рублева, она находилась в аварийном состоянии под поздними записями. Специалисты укрепили красочный слой образа и провели искусную реставрацию.

___
Эти древние памятники представлены в залах 1 этажа постоянной экспозиции музея - часы работы уточняйте на сайте музея.


Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите
CTRL
+
ENTER

Комментарии 2

Елизавета Боровская
Мне больше всего в музее имени Рублёва нравится образ Богоматери 15 века из Удомельского района. Прекрасная икона! И храм ещё стоит, но скоро развалится.
А есть ли где-то информация о новых поступлениях? Очень интересно было бы узнать, какие результаты современных экспедиций.
19 января 2024 г.
Ответить
Марина Кошелева
Спасибо большое за статью. Великолепные иконы! Даже не представляю, как рука поднималась писать что-либо поверх таких образов. И чудо конечно, что они попали в руки специалистов и мы можем увидеть их воочию.
4 февраля 2024 г.
Ответить
Комментарий отправлен, спасибо!
Вам письмо!
Раз в неделю будем присылать анонсы, блоги, акции и обновления музеев и экспозиций в вашем городе и по стране.
Поле заполнено неверно
Необходимо подтвердить подписку.
Письмо отправлено на указанный email.
Выбор города
Город