27 сентября 2024 г.
0
0
183

Николай Суетин – ученик Малевича, советский дизайнер и реформатор русского фарфора

Нравится Нравится
Поделиться

Николай Суетин был одним из ведущих художников русского авангарда и преданным учеником Казимира Малевича. Он был воспитан на идеях супрематизма и последовательно воплощал их в своем творчестве. Имя Николая Суетина неразрывно связано с историей Государственного фарфорового завода и реформацией тонкой керамики.

Николай Суетин в студенческие годы

Николай Суетин в студенческие годы

Николай Суетин родился в 1897 году под Калугой, в семье начальника железнодорожной станции. После окончания гимназии учился в петербургском кадетском корпусе. Николай рисовал с раннего детства, любил посещать музеи и выставки. Его любимыми художниками были Михаил Врубель и Микалоюс Чюрлёнис. В начале Первой мировой войны Николай был мобилизован и прошел службу на Кавказе, а в 1915 году был командирован в Витебск. В 1918 году Суетин поступил в Народную художественную школу и спустя год записался в мастерскую Лазаря Лисицкого. В 1919 году продолжил обучение у Казимира Малевича, а в 1920 вступил в группу УНОВИС (Утвердители нового искусства).

Художники Николай Михайлович Суетин (1897-1954), Казимир Северинович Малевич (1879-1935), Илья Григорьевич Чашник (1902-1929)

Художники Николай Михайлович Суетин (1897-1954), Казимир Северинович Малевич (1879-1935), Илья Григорьевич Чашник (1902-1929)

В 1922 году, после окончания художественного училища, Николай Суетин вслед за Казимиром Малевичем и вместе с одногруппником Ильёй Чашником переехал в Санкт-Петербург. В то же время художественный директор Государственного фарфорового завода Николай Пунин пригласил к сотрудничеству Казимира Малевича. Суетин и Чашник были зачислены в штат завода в качестве художников-композиторов и получили возможность работать над супрематическими формами и росписью посуды. Чайник и чашки Малевича стали памятниками русского авангарда, которые разрушили представления о том, как могут выглядеть и функционировать бытовые предметы. Они не предназначались для использования в быту, а знаменитые получашки Малевича были совместно расписаны Суетиным и Чашником.

Супрематический сервиз с получашками, созданный по эскизам Малевича

Супрематический сервиз с получашками, созданный по эскизам Малевича

В 1923 году Казимир Малевич стал директором музея художественной культуры и организовал четыре научно-исследовательских отдела, которые впоследствии объединились в Институт художественной культуры (ГИНХУК). В 1925 году Николай Суетин возглавил отдел материальной культуры в институте, где разрабатывал проблемы супрематизма применительно к архитектуре, помогал Малевичу с созданием большинства моделей и разрабатывал собственные проекты, которые отличались изящной прорисовкой архитектурных орнаментов.

Искусство Суетина отличалось чистотой конструкции, балансом статики и динамики и разнообразными вариациями сопряжения геометрических фигур. Художника интересовало применение супрематических принципов в самых разных областях. За годы работы до 1930-х годов Суетин создал декоративные проекты, предназначенные для оформления плоских поверхностей: от стен и столешниц до портсигаров и пудрениц. Также он состоял в бригаде архитектора Александра Никольского и занимался цветовым оформлением зданий, построенных в стиле конструктивизма.

В 1933 году Суетин стал главным художником Ленинградского фарфорового завода и проработал в этой должности до конца жизни. Несмотря на основную занятость, он продолжал рисовать, развивая в своем творчестве идеи супрематизма и фигуративной живописи, принимал участие в различных выставках. В 1935 году Суетину было суждено заниматься оформлением похорон Казимира Малевича, которые воспринимались как последняя акция супрематизма. Он создал гроб-архитектон с использованием основной цветовой шкалы: белого, черного и зеленого, а для надгробия создал памятник в виде куба.

В 1936 году Суетин возглавил бригаду художников, которые занимались оформлением павильона СССР для Международной выставки в Париже. Авторская концепция павильона была отмечена Гран-при выставки. В 1939 году художник подготовил и осуществил проект внутреннего оформления павильона СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке. В этот период Николай Суетин по праву стал считаться ведущим советским дизайнером.

Экспозиция советского павильона на Всемирной выставке в Париже. 1937 г.

Экспозиция советского павильона на Всемирной выставке в Париже. 1937 г.

В годы Блокады Ленинграда Суетин занимался маскировкой военных объектов. В конце 1943 года Суетин оформлял выставку, посвященную героической защите Ленинграда. Выставка была преобразована в Музей обороны Ленинграда, но музей повторил судьбу института ГИНХУКа и был закрыт в 1952 году, потому что, по мнению властей, незаслуженно подчеркивал особую судьбу города и особую роль его руководства в ходе Великой Отечественной войны.

После войны Николай Суетин продолжил работать на Государственном фарфоровом заводе, где продолжал разрабатывать малые архитектурные формы в тонкой керамике. Его ваза «Крокус» является одним из шедевров советского дизайна в фарфоре. Существует огромное количество вариаций росписи этой формы вазы, которая представляет собой своеобразное соединение супрематических жестких линий с плавностью фарфора. Также к известным работам Суетина относятся тарелки «Инвалид» (1920), чашка и блюдце с оранжевым диском (1923), чернильница и блюдо «Супрематизм» (1923), сервиз с супрематической росписью (1923), чернильница «Псковский храм» (1929), «Планит на оранжевой плоскости» (1930), сервиз Чёрный силуэт (1931), «Бабы» («Хлебный») (1931), чайный сервиз с супрематической росписью (1932), сервиз «Тракторный» (1932), чашка с блюдцем «Ситчик» (1935).

Николай Суетин умер в 1954 году, в возрасте 56 лет. В 2018 году в память о художнике в Даниловском районе Москвы появилась улица Суетина.


Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите
CTRL
+
ENTER

Комментарии 0

Комментарий отправлен, спасибо!
Вам письмо!
Раз в неделю будем присылать анонсы, блоги, акции и обновления музеев и экспозиций в вашем городе и по стране.
Поле заполнено неверно
Необходимо подтвердить подписку.
Письмо отправлено на указанный email.
Выбор города
Город