Родился в купеческой семье
Павел Михайлович Третьяков родился в 1832 году в семье, принадлежавшей к старинному купеческому роду из Малого Ярославца. Дедушка будущего коллекционера – купец 3-й гильдии Захар Елисеевич в конце XVIII века приобрел усадьбу в Замоскворечье на правом берегу Москвы-реки. В семейном гнезде успели пожить несколько поколений Третьяковых – дом является редким памятником архитектуры, иллюстрирующим историю и быт московского купечества. Отец Третьякова владел небольшой замоскворецкой баней, пятью лавками по продаже тканей и продуктов пищевого производства, продавал дрова. Братья Третьяковы получили домашнее образование и с ранних лет приобщались к семейному делу: мыли полы, торговали, работали мальчиками на побегушках. В отрочестве сыновья начали вести бухгалтерский учет на предприятиях отца.
Дом семьи Третьяковых в Голутвинском переулке. Фото: Wikimedia Commons
Музей Павла и Сергея Третьковых. Фото: tretyakovgallery.ru
Составил первое завещание до 30 лет
Первое завещание Третьяков составил перед заграничным путешествием. В случае своей смерти, Третьяков завещал 150 000 рублей на создание народной художественной галереи. В свои 27 лет коллекционер был уже весьма состоятельным человеком: после смерти отца в наследство ему с братом достались 6 лавок в центре Москвы и общественная баня. Братья Третьяковы сумели многократно приумножить капитал, занявшись промышленным текстильным производством. В 1866 году братья Третьяковы учредили Костромскую льняную мануфактуру и основали прядильное и ткацкое производство, не уступающее по качеству британской продукции.
Сергей и Павел Третьяковы
Был замкнутым и религиозным человеком
Несмотря на высокий статус и положение, Третьяков стремился к уединению, избегал общества и регулярно посещал богослужения в Церкви Николая Чудотворца в Толмачах, за что близкие прозвали его «архимандритом». Об исключительной скромности Третьякова свидетельствует место, которое он выбирал во время службы – коллекционер стоял ближе к церковному притвору за небольшим выступом стены. Сейчас это место отмечено мемориальной плитой, а церковь носит статус домовой при Третьяковской галерее и является постоянным местонахождением Владимирской иконы Божией Матери.
Храм Святителя Николая в Толмачах. Домовая церковь при Третьяковской галерее. Фото: selcdn.ru
Мемориальная плита в Храме Святителя Николая в Толмачах
Начинал с коллекционирования западной живописи
Павел Третьяков занялся коллекционированием в двадцатилетнем возрасте, после впечатляющей поездки в Санкт-Петербург, где он посещал Эрмитаж, театры и выставки. Интересно, что Третьяков не сразу начал собирать коллекцию русской живописи. Изначально он следовал моде XIX века: покупал западную живопись и украшал ею стены своего дома. Однако быстро понял, что на художественном рынке России много подделок – качественные вещи нужно было искать за границей. Поиск оригиналов занял бы много времени и потребовал бы больших финансовых вложений. Коллекционер переключился на русское искусство и задумал создать общественную картинную галерею.
Покупал картины, запрещенные цензурой
Первой такой картиной, приобретенной Третьяковым, стало полотно Василия Перова «Сельский крестный ход на Пасхе», в которой молодой художник обличил пороки общества. Картина была запрещена к показу и даже в художественной среде была воспринята неоднозначно. Вопреки общественному мнению, полотно не имело антицерковного подтекста, а призывало соблюдать христианские заповеди и искоренять безнравственность. Впоследствии Третьяков приобрел несколько десятков работ Перова – коллекционер и художник стали близкими друзьями и соратниками.
Василий Перов. Сельский крестный ход на Пасхе. 1861 г.
Организовал портретную галерею выдающихся людей России
В конце 1860-х годов Третьяков задумал создать портретную галерею выдающихся деятелей русской культуры – композиторов, писателей, художников. Он приобретал готовые произведения и заказывал портреты художникам. Среди известных портретов, созданных специально для галереи, – портреты Ф. М. Достоевского, В. И. Даля, И. С. Тургенева, портреты Л. Н. Толстого, М. Е. Салтыкова-Щедрина, С. Т. Аксакова и Н. А. Некрасова, написанные Василием Перовым, Иваном Крамским и Ильей Репиным.
Василий Перов. Портрет Ф. М. Достоевского. 1872 г.
Иван Крамской. Портрет Л. Н. Толстого. 1873 г.
Высоко ценил творчество передвижников
Первая художественная выставка товарищества Передвижных выставок состоялась в 1871 году. Прозорливый Павел Третьяков вычислил шедевры уже на этапе их создания, посещая мастерские художников, и приобрел часть работ еще до открытия выставки. Так коллекция Третьякова пополнилась картинами «Охотники на привале» Василия Перова и «Грачи прилетели» Алексея Саврасова. Всего на передвижной выставке экспонировалось 47 работ, 21 из которых оказались в собрании Третьякова.
Считал картину Крамского «Христос в пустыне» жемчужиной своей коллекции
«Христос в пустыне» – одна из главных картин в творчестве Ивана Крамского. Художник работал над картиной более десяти лет и представил ее в 1872 году на 2-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок в Санкт-Петербурге. Павел Третьяков приобрел картину перед началом выставки, однако полотно получил не сразу – Крамской долго дорабатывал картину и особенное внимание уделял сложенным рукам Христа. Третьяков отдал за картину баснословные по тем временам деньги – 6000 рублей, и даже годы спустя считал картину лучшей в своей коллекции.
Иван Крамской. Христос в пустыне. 1872 г.
Был женат на двоюродной сестре мецената Саввы Мамонтова
Павел Третьяков был закоренелым холостяком, но в 33 года влюбился и женился на двоюродной сестре промышленника Саввы Мамонтова – Вере Николаевне Мамонтовой. Брак оказался крепким и счастливым, в нем родилось шестеро детей. Семейные отношения омрачало лишь то, что коллекционер вел строгий учет домашней бухгалтерии, не покупал лишнего и все свободные средства жертвовал на галерею и благотворительность.
Семья Павла Михайловича Третьякова
Завещал Третьяковскую галерею Москве
На последние годы жизни Павла Третьякова выпали серьезные испытания. В 1887 году он лишился наследника, младший сын умер от скарлатины, а в 1892 году умер младший брат коллекционера Сергей. В том же году коллекционер передал Третьяковскую галерею в дар городу. До последних дней Павел Михайлович оставался попечителем галереи, пополнял коллекцию картин, издавал каталоги. Коллекционер скончался в 1898 году. Будучи на смертном одре, он попросил беречь галерею и пожелал всем здоровья.