«Борьба золота и синевы» – так говорил о картинах художника поэт Александр Блок.
Фамилия «Врубель» происходит от польского «wróbel» – воробей. Художник происходил из обрусевшего дворянского рода польского происхождения.
Был сыном военного. Детство Врубеля, его братьев и сестер проходило в
местах назначения отца: Астрахань, Харьков, Саратов, Санкт-Петербург,
Одесса. Детей воспитывала мачеха – Елизавета Вессель. Самым близким
человеком в семье для художника была сестра Анна – только ей Врубель
доверял свои душевные метания и художественные замыслы.
Врубель
был вундеркиндом. Будущий художник с самого детства интересовался миром
искусства и проявлял недюжинные способности во многих областях науки.
Он отлично знал латынь, греческий и французский языки, окончил гимназию с
золотой медалью. С таким интеллектуальным багажом он мог стать кем
угодно.
Чуть не стал юристом. Поступление на юридический
факультет было решением его семьи, а он не стал этому противиться. В
институтские годы он больше увлекался немецкой философией и созданием
иллюстраций к литературным произведениям. В конце концов, художник не
защитил дипломную работу и с трудом окончил университет в звании
«действительного студента».
Был вольнослушателем в
Императорской академии художеств. Именно там произошла судьбоносная
встреча Врубеля с гениальным педагогом – Павлом Петровичем Чистяковым,
определившим творческую судьбу мастера. Тогда же Врубель сдружился с
художником Валентином Серовым.
Позвал замуж жену своего
начальника. Был отчаянно и безответно влюблен в Эмилию Прахову – супругу
своего работодателя, Адриана Прахова. Эмилия была объектом некоего
романтического культа художника, ее образ запечатлен в иконе «Богоматерь
с младенцем» и многочисленных набросках того периода.
Занимался керамикой и театральными декорациями. Благодаря
покровительству Саввы Мамонтова, Врубель увлекся декоративно-прикладным
искусством и начал творить в Абрамцевских мастерских. Он создавал
удивительно красивые изразцы и майолику, рисовал необычные эскизы
театральных декораций и костюмов.
Одержимый Демоном? Душевное
состояние художника сильно пошатнулось после смерти единственного сына –
Саввы. Именно в этот период Врубель погрузился в работу над циклом
своих мистических «Демонов». Исследователи творчества художника считают,
что в этих картинах отразилась вся суть гения и сумасшествия Врубеля.
В конце жизни потерял зрение. Последние годы жизни художник проводил в
психиатрической лечебнице, его состояние было нестабильным – он ослеп,
больше не мог рисовать и все чаще находился в пограничном состоянии.
Мастер умер в 54 года. Его жена, Надежда Ивановна Забела-Врубель,
пережила его всего лишь на три года.