




«Самсон русской живописи. К 180-летию И.Е. Репина (1844–1930)»
О выставке
Имя Ильи Ефимовича Репина золотом вписано в историю искусства России, необычайно богатую крупными мастерами и выдающимися произведениями. Однако картины Репина не только не теряются в ряду шедевров русской живописи конца XIX – начала XX вв., но занимают достойное место в числе лучших. Его имени и значению в русском изобразительном искусстве посвящен первый раздел с энциклопедическими изданиями и мемуарными посвящениями современников художника. Раздел «Нехитрое начало» художника – реалиста» представляет литературу, раскрывающую профессиональный путь мастера живописи. Становление художника от начала штудий в топографической и рисовальной школах родного городка Чугуева, неподалеку от Харькова до профессора Академии в Академии художеств Санкт – Петербурга. Творчество Репина невероятно многогранно. На протяжении своей долгой жизни он обращался и к историческим, и к остро современным темам, он проявил себя как тонкий портретист и выдающийся бытовой живописец. Столь же разнообразны и книжные издания и статьи периодической печати, представленные на выставке. Среди них самыми красочными являются каталоги персонального творчества и Альбомы живописи из собраний крупнейших музеев России. Увлечение историко-бытовым жанром отражается в картинах «Бурлаки на Волге, «Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану», «Крестный ход в Курской губернии» и «Торжественное заседание Государственного Совета». Истории их написания посвящен отдельный раздел литературы «Русский Репин». Истории прекрасных портретов и ярких образов как современников, так и исторических личностей посвящена «Портретная галерея современников Репина» («Царевна Софья», «Иван Грозный», портреты композиторов Михаила Глинки и Модеста Мусоргского, писателей Льва Толстого и Ивана Тургенева и др.). Последним годам жизни Репин проведенным в усадьбе «Пенаты» в Куоккале, где он неожиданно оказался отрезанным от России после революции 1917 г. посвящен раздел выставки «В Пенаты к Репину — «на сено»!». Именно в этом поместье художник продолжал работать до последних дней, не выпуская из рук кисть и ведя особый образ жизни.