
Накосники
О выставке
Татарки носили волосы в две косы. Маленькие девочки ходили с распущенными волосами, но как только их волосы достигали длины, достаточной для косы, в них ввязывали накосники. Чулпы — звенящие подвески к косам, отличительная особенность которых состояла в том, что они вплетались в косы, подобно ленте, при помощи прикреплённой к ним тесьмы. Чулпы издают мелодичный звон при каждом движении хозяйки. Известно выражение К.Фукса «идущую татарку всегда можно было раньше услышать, чем увидеть».Накосники могут быть:1) из одной или нескольких монет с кольцами для крепления тесьмы;2) из блях (сплошных, литых или ажурных), с кольцами, для крепления тесьмы и подвесок;3) из крупного камня в металлической оправе с кольцами для крепления тесьмы и подвесок из камней в форме гранёных шариков, монет;4) плетёными, с кольцами для крепления тесьмы и подвесок (из монет или подобных же блях).Чулпы из монет довольно широко бытовали в середине XIX — начале XX века. Подобные накосные украшения из монет, собранные в той или иной композиции, распространены также у других многих тюркоязычных народов.Кроме многочисленных вариаций монетных накосников широко бытовали накосники в виде фигурных блях преимущественно лопастной формы.В декоре чулп использовались разнообразные по своей технике бляхи — штампованные, литые, сделанные из скани и украшенные самоцветами. Часто можно встретить на этих бляхах декор в виде цветочно-растительного гравированного орнамента или надписи арабской графикой с текстом благопожеланий. Как вид ювелирного украшения, дорогие чулпы. были распространены у зажиточного населения. Они создавались ювелирами из серебра, иногда меди и ее сплавов и представляли собой пластины с фигурным абрисом — бляхи, декорированные в технике литья, чеканки, гравировки и чаще плоской ажурной скани. Наибольшей популярностью пользовались чулпы, имевшие в основе сканую ажурную бляху плоской формы с инкрустацией сердоликами, бирюзы и с подвесками из монет. Считалось, что сердолик сохраняет здоровье, а бирюза притягивает любовь.Чулпы переданы Ахметшиной Житез Бакировной — ветераном педагогического труда из г. Лениногорск.